Связь между ведущим полушарием и математическими навыками существует, но на деле устроена гораздо сложнее. Это обнаружили исследователи из Университета Ливерпуля. Новая работа, демонстрирующая зависимость того, насколько склонен человек к точным наукам, от его «ведущей» руки, представлена на Съезде Британского психологического общества, который проходил с 26 по 28 апреля в Ноттингеме.
О взаимосвязи между полушарностью и математическими способностями спорят до сих пор. Некоторые исследования утверждают, что левши одарены в точных науках, а правши — наоборот. В последнее же время высказано предположение, что те, кто пишет обеими руками, — наиболее уязвимая группа с точки зрения математических способностей.
Психологи из Университета Ливерпуля и Миланского университета провели исследование с участием более чем 2300 молодых итальянцев в возрасте от 6 до 17 лет. Их просили выполнить ряд математических задач, в том числе и самые простые арифметические примеры. Степень математических знаний участников фиксировалась через Эдинбургский опросник по определению доминирующей руки. Он оценивал, какое количество человек пишут правой или левой рукой (или обеими).
«Это исследование показало, что существует умеренная, но достоверная корреляция между полушарностью и математическим мастерством. Кроме того, величина расхождения в математической оценке всего лишь около 5-10%. Удивительно высокий процент для такой переменной, как ведущее полушарие»,
— прокомментировала Джованни Сала, организатор исследования.
Также обнаружено, что степень знания математических навыков находится под влиянием возраста, типа математической задачи, а также пола участника. Например, латерализованные (латерализация — процесс перераспределения психических функций между левым и правым полушариями головного мозга, происходящий в онтогенезе) дети, как правило, хуже воспринимают математику, чем «амбивалентные». Тем не менее, такой эффект исчез у «левосторонних» подростков, которые выполняли арифметические упражнения лучше, чем их сверстники.
«Результаты нельзя считать окончательными. Это лишь шаг на пути к пониманию новой и более полной модели, которая способна объяснить все диссонирующие исходы между мозгом и ведущей рукой»,
— комментируют специалисты.