Понять другого человека не так уж просто: для этого, помимо прочего, требуется способность проникнуться его чувствами (эмпатия) и представить себе чужие намерения и мысли. Владение такими навыками необходимо для процесса социального познания. Однако, люди с развитой эмпатией необязательно хорошо понимают других. Напротив, чрезмерное сочувствие может осложнить понимание — к такому выводу пришли психологи из немецкого Института когнитивных наук и наук о мозге человека общества Макса Планка (Max Planck Institute for Human Cognitive and Brain Sciences). Ученые опубликовали результаты своего исследования в журнале Social Cognitive and Affective Neuroscience.
Предположим, ваш брат только что сообщил, что его возлюбленная предложила ему «остаться друзьями». Чтобы адекватно отреагировать и оказать ему необходимую поддержку, вам придется быстро проанализировать, что на самом деле имела в виду бывшая подруга брата, и прочувствовать его эмоциональное состояние. Этот пример показывает, что для успешного социального взаимодействия человеку нужны способности разделять чужие эмоции (эмпатия) и понимать мысли и намерения других людей (ментализация, «теория психического» — Theory of Mind).
В своей работе исследователи указывают, что основным отличием эмпатии от ментализации является то, что она позволяет проникнуться чужими чувствами, эмоциями или физическим состоянием, а ментализация — это гипотетические знания о психическом состоянии другого. Несмотря на довольно широкую освещенность вопросов сочувствия и «теории психического», взаимодействие этих двух явлений остается малоизученным.
В исследовании приняло участие 178 человек. Им демонстрировали видеоролики, в которых люди разного возраста и пола говорили о случаях из своей жизни. Содержание их рассказов могло нести в себе либо отрицательные эмоции, вызывая у зрителей эмпатию, либо было эмоционально неокрашенным. После просмотра каждого ролика участников просили оценить свое эмоциональное состояние и выраженность сочувствия к говорящему. Для определения же степени понимания другого человека на когнитивном уровне (ментализация, «теория психического») использовались вопросы о психическом состоянии говорящего в видеоролике или вопросы на основе фактической информации из увиденного с несколькими вариантами ответов. Например, участникам нужно было определить, что человек мог думать, знать или к чему стремиться. Затем испытуемые отмечали уровень уверенности в правильности своего ответа. Ученые также наблюдали, какие участки мозга задействованы в тот или иной момент, с помощью функциональной магнито-резонансной томографии.
Выяснилось, что эмпатия и «теория психического» функционируют независимо, причем как на нейронном, так и на поведенческом уровнях. То есть, если человек сильно сопереживает, это необязательно означает, что он может осмыслить чужое состояние. Кроме того, ученые изучили, как нейронные сети, участвующие в эмпатии и ментализации, воздействуют друг на друга в момент, когда человек пытается понять других людей. Результаты показали, что в ситуациях с сильной эмоциональной окраской сочувствие может тормозить процесс ментализации и снижать ее выраженность.
Авторы полагают, что полученные открытия важны для нейронаук и применения в медицинской практике. Так, при обучении, направленном на улучшение социальных навыков, необходимо уделять равное внимание формированию каждого из них, отделяя друг от друга способности к проявлению эмпатии и к «примерке» на себя чужого состояния на когнитивном уровне.