Новое исследование Северо-Западного университета (Northwestern University) показывает, что несмотря на то, что младенцы ещё не могут говорить, категории объектов и «предсказания» их поведения формируются благодаря словам, которые мы используем, чтобы описать объекты.
Как русскоговорящие, мы можем столкнуться с различными пейзажами и описываем голубое озеро, зелёную траву и ярко голубое небо вокруг нас. Но, к примеру, говорящие на Беринмо, местном языке Папуа Новой Гвинеи, используют лишь одно слово для описания таких цветов, как голубой и зеленый. Они описали бы озеро, траву и небо только как “nol”.
Как считает ведущий автор исследования Сандра Ваксман (Sandra Waxman), такие кросс-лингвистические различия демонстрируют, как опыт формирует язык. И это влияет на память и мышление. Люди, говорящие на Беринмо, возможно, не «помнят» и не понимают различия между зелёным и синим в отличие от людей, говорящих, например, на русском или на английском.
Так как же уже в начале жизни мы различаем наименования различных категорий?
Исследователи решили ответить на этот вопрос. Для этого они создали много различных разноцветных «мультяшных» созданий. В первой — учебной — фазе девятимесячные младенцы наблюдали за случайно появляющимися в центре экрана существами, каждый из которых перемещался влево, либо вправо и исчезал.
Детей поделили на две группы: одним называли одно и тоже «имя» для всех объектов вне зависимости от направления движения, другим – два разных.
В тестовой фазе новое существо появлялось в центре экрана, и младенцы по имени определяли, куда будет двигаться «персонаж».
По словам ведущего исследователя Мелани Хэви (Mélanie Havy) из университета Женевы, результаты оказались поразительными.
«Младенцы, слышавшие два разных имени, различили две категории и смогли предвидеть, куда будут двигаться тестовые объекты», — поделилась исследовательница.
К слову, младенцы, слышавшие только одно наименование, искали объект с разных сторон.
По словам Хэви, результаты исследования впервые доказали, что даже для 9-месячного ребенка слова не только формируют категории, но и позволяют найти сходства и различия между ними.