Skip to main content
RSS

Дети следят за тем, что едят

Американские ученые выяснили, что наши предпочтения в еде формируются уже в младенчестве. Дети не только учитывают реакцию на определённую пищу разных людей, но и акцентируют внимание на отношения между «дегустаторами» и их принадлежность к социальным группам. При этом отрицательное отношение к еде младенцы воспринимают как универсальный признак. В статье журнала Proceedings of the National Academy ученые предполагают, что такое поведение помогает избежать употребления опасных продуктов.

Фото: Stockvault

 

Ранее уже проводились исследования, подтверждающие крайнюю разборчивость детей в еде, но вот социальный аспект до этого исследования не затрагивался.

Психологи поставили серию экспериментов с участием около 200 детей, средний возраст которых составил 14 месяцев. Младенцы смотрели видео с участием двух взрослых актрис, оценивающих еду, а исследователи замеряли длительность фиксации детского внимания.

Во всех пяти роликах две девушки по очереди пробовали еду или рассматривали контейнеры для еды и оценивали положительно или отрицательно. Первая актриса задавала установочную реакцию (например, показывала, что еда ей нравится). Вторая актриса делала то же самое, только давала противоположную оценку. После та же вторая актриса с так же оценивала еду или ёмкость, к которой первая девушка не притрагивалась. 

Психологи интересовались реакцией детей на действия второй актрисы. Учёные предполагали, что если детей больше занимает новизна манипуляций на экране без учета социального аспекта, то они будут дольше смотреть на действия второй актрисы с «нейтральными» объектами, потому что она первая привлекала к ним внимание детей. Если же детей занимает новизна и необычность взаимодействия между людьми, то они будут дольше смотреть на действия второй актрисы в тот момент, когда та в своей оценке противоречит первой. Именно поэтому, исследователи измеряли среднее время, уделяемое второй актрисе, так они смогли судить о фокусе внимания испытуемых.  

В первом эксперименте оказалось, что дети не обобщают предпочтения людей в отношении предметов (емкостей для еды), однако сопоставляют их отношение к самой еде — за тем, как вторая актриса не соглашается со своей партнершей в оценке пищи, они смотрели в среднем на 2,6 секунды дольше (p < 0,001), чем за ее же манипуляциями с «новой» едой.

Во втором эксперименте детям показывали ролик, в котором актрисы показывали приязнь или неприязнь друг к другу. Когда младенцы видели неприязнь актрис, действия второй актрисы больше привлекали к себе внимание с точки зрения новизны без учета социального аспекта, если в начале дети видели, что актрисы на экране отказываются от сотрудничества, и, напротив, дольше следили за тем, как вторая актриса противоречит партнерше, если в начале им показывали, что обе актрисы склонны к совместным поступкам. Это поведение показывает, что людей с дружескими отношениями дети автоматически «приписывают» к одной социальной группе и их удивляют возникшие противоречия между девушками.

Таким же образом, когда в третьем эксперименте актрисы говорили на одном языке (английском) дети объединяли их в одну социальную группу, а когда на разных языках (английском и испанском)  «разделили» их.

Последний эксперимент показал, что при отрицательной оценке еды дети не обращают внимания на группу, к которой принадлежит человек. В случае, когда младенцам демонстрировали видео, где первой актрисе не нравилась еда, а вторая с ней не соглашалась, детей меньше интересовало противоречие между их оценками, чем манипуляции второй актрисы с «нейтральной» едой.

По мнению психологов, исследование показывает, что социум влияет на пищевые предпочтения с самого раннего возраста. А помогает избежать младенцам опасность пищевого отравления «универсальность» отвращения любого человека к еде.

Early emerging system for reasoning about the social nature of food

Zoe Liberman, Amanda L. Woodward, Kathleen R. Sullivan, and Katherine D. Kinzlera

PNAS, doi: 10.1073/pnas.1605456113

 

#Поведение  
12 Августа